Об Одежде

Материалы для размышлений об одежде


Даниил Гранин. Эта странная жизнь

Американец Блисс, когда мы с ним ездили в командировку по Украине и по Кавказу, сказал мне по поводу моего обычая одеваться более чем просто, игнорируя мнение окружающих: «Я восхищаюсь вашей независимостью в одежде и поведении, но, к сожалению, не нахожу в себе сил вам следовать». Такой комплимент от действительно умного человека перекрывает тысячи обид от пошляков… По-моему, для ученого целесообразно держаться самого низкого уровня приличной одежды, потому что 1) зачем конкурировать с теми, для кого хорошая одежда — предмет искреннего удовольствия; 2) в скромной одежде — большая свобода передвижения; 3) некоторое даже сознательное «юродство» неплохо: несколько ироническое отношение со стороны мещан — полезная психическая зарядка для выработки независимости от окружающих…»


Буддийская экономика: Глава из книги Э. Ф. Шумахера "Малое прекрасно: экономика для людей".

Возьмем для примера одежду. Одежда должна согревать тело и иметь привлекательный вид. Задачей для буддиста является достижение этой двойной цели с наименьшими усилиями, т.е. с наименьшим ежегодным износом ткани, и с использованием моделей, требующих минимальных затрат труда. Чем меньше труда затрачено, тем больше времени и сил остается на созидательное творчество. К примеру, совсем не экономично производить одежду с помощью сложных процессов кройки и шитья, как это делается сейчас на Западе, в то время как одежда, полученная из искусно обернутой вокруг тела ткани выглядит гораздо красивее. Вершина глупости - производить быстроизнашиваемый материал, и верх варварства - шить некрасиво и убого.


Честертон. Вечный Человек: Поистине, одежда — облачение; человек носит ее, потому что он — жрец. В отличие от животных, он не может ходить голым хотя бы потому, что умрет от холода. Однако люди прикрывают тело даже в теплых краях — из стыда, или ради достоинства, или ради красоты. Иногда кажется, что красоту одежды оценили раньше, чем пользу; почти всегда кажется, что одежда связана с пристойностью.


Меня не смущает, когда другой человек уделяет усиленной внимание своей одежде, косметике и прочим элементам внешнего вида, при условиях, что:
- эта деятельность для человека является радостью и развлечением, чем-то приносящим «искреннее удовольствие»;
- человек занимается ей, не привлекая к этому процессу мое внимание. Т.е. я рад и восхищен, когда человек хорошо выглядит, но я не должен ничего знать о тех усилиях, которые были к этому приложены. Мне должно казаться, что человек достигает такого эффекта играючи, непроизвольно;
- он с радостью экспериментирует в этой области и готов на неожиданные, необычные решения.

Меня раздражает, когда другой человек уделяет усиленной внимание своей одежде, косметике и прочим элементам внешнего вида, в случаях, если он:
- консервативен в этом своем проявлении;
- слепо следует своим мнениям («в черный ногти не красят», «так я буду выглядеть, как хиппи», «так я буду выглядеть, как старая дева», «это смотрится дешево» и так далее); зависит от мнения окружающих; верит моде;
- верит, что есть что-то объективно красивое, забывая о китайских ногах-лотосах, о том, что вообще-то красить ногти — не менее абсурдно, чем красить коленные чашечки, например, и так далее.

11 июля 2010