Об Образовании

Кстати Томас Эдисон не посещал школу до восьми лет, а поступив, проучился лишь три месяца — преподаватель сказал, что ребенок отстает в развитии. Его мать не согласилась с этим и сама занималась его обучением.
>>


ЮНГ: Нам следовало бы учредить не только курсы дополнительного обучения для молодежи, но и воспитательные школы для взрослых. Мы привыкли воспитывать людей лишь до тех пор, пока они не будут в состоянии зарабатывать себе на жизнь и вступать в брак. И после этого всякое воспитание прекращается, как будто отныне люди готовы вполне. Решение же всех более крупных и сложных проблем жизни предоставляется на усмотрение самого индивидуума и его невежества. Бесчисленное множество неудачных и несчастных браков, бесчисленное множество разочарованных в своей профессии специалистов возникает полностью и исключительно по причине недостаточного воспитания взрослых, которые часто пребывают в глубочайшем невежестве относительно самых важных вещей.
>>


МАМАРДАШВИЛИ: Философское знание вообще не передается путем обучения. В этом смысле акт самого моего говорения противоречит самому себе, потому что акт говорения есть попытка сообщить что-то, а я же говорю, что философия не сообщаема, ее нельзя преподавать; все курсы обязательные в наших институтах, в каком-то смысле абсурдны по самой своей задаче. Почему? Потому что философия есть нечто, что случается с двума людьми (скажем, я один и вы один), когда они встречаются на пол дороге. То есть когда слушатель, учащийся философии, сам проделал какой-то жизненный путь, такой, что он своим личным опытом, своими испытаниями и переживаниями приведен к тому, чтобы ставить перед собой в дилетантской форме или форме любознательности какие-то вопросы, которые являются философскими. И тогда ему нужно встретиться с профессиональной философией. А если этого не произошло, то с ним сделать ничего нельзя. Если вы половину пути не прошли, то никаких философских знаний передать я вам не могу, потому что философское знание, повторяю, не сообщается. Оно есть личный акт, которому можно помочь, но не больше.
>>


Симона Вейль: Ибо следующим фактором потери корней — «вторым ядом» — является образование, в том виде, как его понимают сегодня. Ренессанс повсюду вызвал разрыв между образованными людьми и остальной массой населения; однако, отделяя культуру от национальной традиции, он, по крайней мере, погружал ее в традицию греческую. Связь с национальными традициями с тех пор возобновлена не была, но и Греция была забыта. Результатом этого стала культура, развившаяся в очень узком кругу, отделенном от мира, в атмосфере уединенности, культура, заметно ориентированная на технику и находящаяся под ее влиянием, ощутимо окрашенная прагматизмом, крайне раздробленная специализацией, совершенно лишенная как контакта с этим миром, так и открытости другому.

В наши дни человек может принадлежать к так называемым просвещенным кругам, не имея, с одной стороны, никакого понимания человеческого предназначения, а, с другой стороны, не зная, что не все созвездия видны в любое время года. Обычно считается, что крестьянский ребенок, учащийся начальной школы, знает об этом больше, чем Пифагор, потому что послушно повторяет: «Земля вращается вокруг Солнца». Но на самом деле он больше не смотрит на звезды. То солнце, о котором ему говорили на уроке, для него никак не связано с солнцем, которое он видит. Его вырывают из окружающего его мира, как вырывают маленьких полинезийцев из их прошлого, заставляя повторять: «Наши предки галлы были белокуры».

То, что сегодня обозначают выражением «просвещать массы», означает следующее: взять эту самую современную культуру, разработанную в столь закрытой, испорченной, безразличной к истине среде, лишить ее и той доли чистого золота, которую она еще может содержать (операция, называемая вульгаризацией), и запихнуть остаток, какой получится, в память тех несчастных, которые желают учиться, подобно тому, как вкладывают пищу в клюв птенцам.

Впрочем, желание учиться, чтобы учиться, стремление к истине стало весьма редким явлением. Престиж культуры стал почти исключительно престижем социальным как для крестьянина, мечтающего, чтобы его сын стал учителем, или для учителя, мечтающего видеть своего сына студентом педагогического института Ecole Normale, так и для светской публики, заискивающей перед ученым или известным писателем.

Экзамены имеют над школьной молодежью такую же подчиняющую власть, как деньги над рабочими-сдельщиками. Социальная система глубоко больна, когда крестьянин работает на земле с мыслью, что если он крестьянин—так это оттого, что ему недостало ума стать учителем.
>>


Папуш: Вопреки обыденным представлениям, между уровнями жизни обычного человека как правило имеются значительные рассогласования. Пример. В определенном возрасте молодые люди и девушки поступают в институт, как бы для того, чтобы учиться. При этом все прекрасно понимают, что КПД этого институтского обучения очень низкий. И вот эти студенты на самом деле вовлекаются в хождение или не хождение на лекции и в сдачу экзаменов. При этом на макроуровне они думают, что учатся, уж во всяком случае, все вокруг них думают, что они учатся. А на мезоуровне, они на самом деле сдают экзамены, что с точки зрения обучения как правило малоэффективно. Макроуровень — представление о том, что человек учится, — мало соответствует мезоуровню: студенческой жизни вокруг посещения лекций и сдавания сессий.

Можно увидеть и следующий разрыв: между мезоуровнем и микроуровнем.

Можно было бы ведь даже в этой вполне идиотской системе готовится к экзаменам так, чтобы чему-нибудь научиться. Для этого нужно чуть-чуть иначе развернуть процесс подготовки к экзаменам, чтобы направить его на что-то осмысленное. Мне одна клиентка рассказала, что после наших обсуждений она вдруг стала готовиться к экзаменам совсем иначе, то есть не «учить материал», а пытаться сообразить, о чем это все. А дальше, сообразив, о чем это все, она уже понимает, что, идя на экзамен, она на любой частный вопрос что-нибудь расскажет, потому что она в целом понимает, о чем это все.

Но кто так сейчас учится? Когда этому несчастному студенту осталось пять дней до экзамена и от отметки за этот экзамен зависит его социальный статус, экономическая поддержка родителей и т.д., он делает все необходимое, чтобы получить хорошую отметку. Ему лишь бы как-нибудь проскочить это место и плыть дальше куда-нибудь еще. На мезоуровне он заполняет зачетку, а на микроуровне во время каждой сессии (особенно к концу) клянется себе, что со следующего семестра начнет заниматься регулярно, а после каникул болтается бестолку до следующей сессии.
>>


  1. Домашнее обучение
  2. Делать честно свое дело
    Делать честно свое дело-2
    Делать честно свое дело-3
  3. Хосе Ортега-и-Гассет. "Миссия университета"
  4. Collaborative Learning for the Digital Age
  5. вред школы
11 июля 2010