Христианство и курение

Поднимаемый вопрос кажется очевидным, но тем не менее я, как курящий христианин, периодечески подвергаюсь каким-то странным полунападкам про мое курение, встречаю удивленные глаза, когда курю. Значит, надо разобраться в этом вопросе и объясниться.

Есть два довода против курения у христиан, помимо безапелляционного утверждения, что это смертный грех: довод "о вредности", и довод "о бесовскости". Вот и рассмотрим их последовательно.

О вредности

Первое, на что указывают, это разрушение тела, вызываемое курением. А разрушение тела, якобы, греховно, потому что тело это нам Богом даровано, и мы подарок этот не должны портить. Но это странный довод, так как Церковь в общем-то не запрещает разрушение тела. Достаточно вспомнить всяких монахов, которые обматывались веревками до гнойных язв, или столпников, из которых лился гной и сыпались черви на к ним паломников. Нам могут возразить, что они делали это для для усмирения плоти, ради спасения и во имя Господа, а курящий курит для удовольствия. И мы примем этот аргумент и пойдем дальше, поскольку, действительно, разница есть. Но стоит заметить, что аргумент этот довольно дик: как можно во имя Бога, для спасения своего, портить и разрушать нам его, Бога, дар?

Но ладно, предположим, что Церковь нам говорит, что вредить своему телу, если это самому неприятно и делается для Бога, мы можем, а если приятно и для себя — не должны. Но ведь и такого Церковь не говорит. Очень много в жизни человека вещей, которые приятны и вредны, но Церковью не осуждаемы. Алкоголь, например, можно пить даже в пост (по праздникам и воскресным дням). Фаст-фуд Церковь не запрещает, хотя приятно порой и очень вредно. Да вообще жизнь в городе — проще чем в деревне, но вреднее (выхлопные газы всякие, заводы, шум постоянный, вибрации, толпы людей стресс вызывают). И так далее. Значит, нет такого запрета на вредное и приятное.

Могут добавить некоторые, что ап. Павел учил "Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" 1 Кор 6:19 И, соответственно, курящий человек осквернят храм Святаго Духа. Но мы вспомним, что в предыдущей строке ап. Павел говорит "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела" 1 Кор 6:18. Отсюда мы делаем вывод, что только блуд является грехом против тела, а всякие остальные грехи — есть вне тела.

Тогда мы подходим к следующему аргументу, приводимому некоторыми, осуждающими курение, православными.

О бесовскости

Звучит это аргумент дословно так: "Курить — бесам кадить!"

Бредовость этого аргумента, кажется, должна быть очевидна всякому разумному существу, и даже обсуждать его несколько стыдно, но поскольку слышать его приходится, то приходится и ответить.

Этот довод вызывает в памяти снова первое послание апостола Павла к Коринфянам, ту часть, где он рассуждает об идоложертвенном. Рассмотрим, что нам говорится в этом послании. Вопрос стоит такой перед ап. Павлом: можно или нельзя есть идоложертвенное. А мы будем полагать, что он равнозначен примерно вопросу: можно или нельзя куревом кадить бесам.

Сначала апостол Павел говорит, что вообще-то идолы — это ничто. Но если некто будет что-то делать и при этом сознательно посвящать это действие идолам, то это будет раздражать Господа. Но нам очевидно, что курильщик сознательно не посвящает свое курение бесам, не закуривает с мыслью: "Сейчас бесам покадю МУАХА-ХА-ХА!" Может быть, курильщик может кадить бесам бессознательно? В самом акте вдыхания дыма заложено что-то плохое?

Но апостол Павел говорит ясно и недвусмысленно: а) всё позволительно, б) всё, что продается на рынке, можно есть без разбору, так как земля — Господня, и всё что земля производит — Господне. Но, добавляет апостол Павел, есть среди нас немощные (глупые) люди, которые по тем или иным причинам считают, что нельзя есть идоложертвенное. И они, если увидят вас, вкушающих то, что они считают идоложертвенным, будут вас осуждать. А потому, вы можете все есть, но если к вам подойдет такой человек и скажет: "это идоложертвенное", то не ешьте. Чтобы этот человек не расстраивался, не осуждал вас и не "портил себе карму". То есть из любви к такому человеку не стоит есть то, что он называет идоложертвенным.

Таким образом, мы можем сделать вывод относительно курения. Сам по себе акт курения не плох и позволителен для человека-христианина, т.к. есть вдыхание произведенного Господом. Но если к вам подойдет какой-нибудь немощный православный и скажет: "курить — бесам кадить", то лучше потушить сигарету, чтобы ваша "свобода не была судима чужой совестию" 1 Кор 10:28-29. По этой же причине не стоит курить у храма, и нельзя курить священникам Русской Православной Церкви, поскольку они всегда на виду у разных немощных христиан, и немощных нехристиан, готовых осудить священника. А вот российским священником дореволюционным и священникам современным греческой церкви повезло больше: они курили и курят безвозбранно, видимо потому, что немощных по этому вопросу среди них меньше.

Конечно, это нормальный и весомый такой довод :) Но есть и в нем некоторая странность. Получается, что христианин зависит от культурных установлений данного конкретного времени в том, что ему можно, а что нельзя делать. И вообще от данного конкретного человека. Т.е. вот есть определенные немощные христиане, которые считают, что ИНН — это печать дьявола, тогда, согласно этому доводу апостола Павла, остальные христиане (и все священники особенно), дабы не вводить в соблазн этих немощных, должны отказаться от ИНН, прятать его? И так далее. Немощных-то пруд пруди, они ведь могут всякое выдумать.

Курение как привычка

До сих пор мы рассматривали вопрос о курении как об единичном акте. Но всем известно, что курение вызывает привыкание, а следовательно, вопрос усложняется. Потому что в первом же послании коринфянам апостол Павел говорит: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" 1 Кор 6:12. Таким образом, как только курение начинает человеком обладать, становиться привычкой — тут всё, духовно неприемлимо.

Выводы

Если курение — привычка, то курить нельзя.
Если курение совершается единичными актами, без обладания человеком, то курить можно.
Но курильщика при этом не должен видеть никто, кто бы мог подумать, что курение христианину непозволительно, дабы он не стал курильщика напрасно осуждать.
Такая странная история.

Теги: курение, христианство, Православие, Павел
25 декабря 2013